Тренинг «Медиативная компетенция в профессиональной деятельности социального работника»

В России идет интенсивный процесс освоения и развития восстановительных практик через создание территориальных и школьных служб примирения. Данная тенденция подкреплена указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг». В данном документе предусматривается создание и развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного подхода, внедрение технологий восстановительного подхода в деятельность Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, разработка программ восстановительного правосудия для детей, не достигших возраста уголовной ответственности.

К уже успешно существующим территориальным службам примирения на территории России присоединяются новые – в регионах создаются сообщества, внедряющие и развивающие восстановительные практики, создаются ассоциации специалистов, складываются местные модели межведомственного взаимодействия разных структур, работающих с несовершеннолетними и их семьями, куда включаются и службы примирения, развивается инструментарий восстановительных программ. Данные группы реализуют восстановительную практику по уголовным делам и конфликтам с участием несовершеннолетних во взаимодействии с судами, Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, содействуют созданию школьных служб примирения в образовательных учреждениях.

IMG_6566

Напомним, что работа по созданию Школьных служб примирения началась в Республике Марий Эл в 2014 году – было проведено ряд семинаров по восстановительной медиации для педагогических работников, для обучающихся «пилотных» общеобразовательных организаций. В результате проделанной работы в 4 школах Республики Марий Эл были открыты Школьные службы примирения. На сегодняшний день функционирует 2 Школьных службы примирения. Начиная с 2016 года Республика Марий Эл принимает участие в программе «Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащенности», которая направлена на повышение качества работы социально ориентированных НКО на основе выявления, обобщения и распространения российского опыта лучших региональных практик в области восстановительного правосудия, поддержки создания и функционирования служб примирения на основе Стандартов восстановительной медиации, повышения квалификации специалистов, которые проводят восстановительные программы, актуализации исторического опыта традиций примирения.

IMG_6563

27-29 апреля 2016 года на территории ГБОУ РМЭ «Лицей им. М.В. Ломоносова» состоялся очередной обучающий тренинг для сотрудников образовательных учреждений «Медиативная компетенция в профессиональной деятельности социального работника».  Вначале с приветственным словом к участникам семинара обратился ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Марий Эл, руководитель межведомственной рабочей группы при Комиссии – Шутова Татьяна Петровна. Татьяна Петровна отметила актуальность развития восстановительных практик в нашей Республике. Следующие два дня велась интенсивная работа под руководством руководителя Центра «Судебно-правовая реформа»  –  Максудовым Рустем Рамзиевичем. Рустем Рамзиевич также является практикующим ведущим в программах примирения жертвы и правонарушителя, тренером в области подготовки ведущих программ примирения жертвы и правонарушителя, а также специалистов в области ювенальной юстиции.

IMG_6571В первую половину первого дня ведущий семинара поработал с сотрудниками Комиссий по делам несовершеннолетних г. Йошкар-Олы и Республики Марий Эл. Остальное время семинара было уделено работе с сотрудниками общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и психологическими центрами. Участники отрабатывали мастерство ведения примирительных встреч и процесса медиации. В последний день участники семинара познакомились с опытом Школьной службы примирения на базе школы № 29, г. Йошкар-Олы. Школа примирения 2 года, как успешно осуществляет свою деятельность по разрешению конфликтов между её учащимися. В результате трех дней семинара, его участниками было принято решение начать вести работу в учебных заведениях в направлении открытия школьных служб примирения, организовать встречи-супервизии для специалистов по медиации, искать возможности для приглашения специалистов с других регионов для последующего обучения и передачи опыта.